Проектирование и реализация вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров спо. Обзор бесплатных программ для издательства (создание макета печати) PagePlus Starter Edition отличный продукт для начинающих издатель

29.07.2023 Сервисы

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.

Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.

Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.

В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) содержит:

4. Макет учебного плана

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) содержит:

1. Макет титульного листа и оборота титульного листа дополнительной профессиональной программы

2. Макет раздела «Общая характеристика программы»

3. Макет раздела «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4. Макет учебного плана

5. Макет календарного учебного графика

6. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.1. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.2. Макет рабочей программы профессионального модуля

6.3. Макет программы практики (стажировки)

7. Макет раздела «Оценочные материалы»

Макет программы - это некоторый предварительный ее текст, допускающий уточнение - доопределение .

Согласно концепции этого языка, понятие " функция " обладает двойственной природой. Функция может быть представлена в алгоритмическом стиле - определением процедуры, выполнение которой сопоставляет результат допустимому аргументу. Но столь же правомерно представление функции в виде графика , отображающего аргументы в результаты. Оба представления могут существовать одновременно - это всего лишь две реализации одной функции. Графическое понимание функции включает в себя и табличную реализацию подобно математическим таблицам Брадиса. Кроме того график функции не обязан быть линией - это может быть фигура произвольных очертаний. Следовательно, аргументу может соответствовать множество результатов, лежащих на пересечении вертикали с этой фигурой - графиком функции. При такой трактовке нет ничего удивительного в постепенном накоплении или построении графика функции. Можно задать небольшое множество точек графика , а потом постепенно его пополнять. По замыслу Дж.Шварца, автора языка SETL , такая методика может выполнять роль оптимизации особо сложных вычислений.

Более формальный макет может быть построен из спецификаций функций в виде типовых выражений, задающих описание типов аргументов и результатов. Такой макет может работать как "заглушка" для нереализованных компонентов. Вместо них может работать универсальная функция , проверяющая соответствие фактических аргументов предписанному типу данных и вырабатывающая в качестве результата произвольное данное, соответствующее описанию результата. Этот механизм будет более эффективен в паре с простым макетом из тестов, если результат выбирать из коллекции тестов.

Мемо-функции и тестирование

Не менее ценные следствия из унификации структурных значений и функциональных объектов дает накопительный, кумулятивный эффект ряда сеансов обработки рекурсивных программ, содержащих общие компоненты. Допустимость совместного хранения функциональных определений и тестов для их проверки в общей структуре, например в списке свойств атома, именующего функцию, позволяет строить технологические макеты с множественными определениями, коллекциями тестов и спецификаций, а также с документацией. Такие макеты пригодны для поддержки полного жизненного цикла программы . Они позволяют организовывать оперативное сравнение результатов при обновлении системы функций. На такой основе возможно автоматическое тестирование программ. С практической точки зрения технологические макеты - универсальный инструмент динамической оптимизации прикладных систем.

Представим, что вычисление каждой рекурсивной функции сопровождается сохранением пары "аргумент, результат". После этого можно запустить в дело слегка измененное правило интерпретации функций. Изменение заключается в следующем: прежде чем применять функцию к фактическому аргументу, выполняется проверка, нет ли для этого аргумента уже вычисленного результата. Готовый результат и есть результат функции, а в противном случае все работает как обычно. Механизм сохранения насчитанных результатов функций назван "мемо-функции" [ 4 ] . Естественно, основанием для его применения является достаточная сложность и частота обработки. Примечательная особенность данного метода - любая сложность очень частых вычислений стремится со временем к линейной.

Большинство коммерческих программ для издательских систем являются дорогостоящими. Но, не отчаивайтесь, существуют, как минимум, две отличные бесплатные программы, которые позволят вам справиться со специфической задачей составления макета печати. Одна из этих программ предназначена для малого бизнеса и является отличной альтернативой Microsoft Publisher. Другая же - серьезный конкурент высокого класса, не уступающая многофункциональным коммерческим программам.

Обзор бесплатных программ для издательства (создание макета печати)

Scribus мульти-платформенное полноценное решение для создания макетов

Первая, наиболее продвинутая программа - , с открытым исходным кодом. Изначально Scribus была рассчитана только на Linux системы, но со временем так же стала поддерживать Mac OS X, OS2 и Windows.

Scribus, по истине, является программой, способной создать профессиональные творения, которые можно сразу отправлять на печать, без какой-либо необходимости в предварительной обработке. Список функций впечатляет. Все что только может пригодиться, включая поддержку CMYK цветов, разделителей, управление ICC цветопрофилями, создание pdf и многое другое. Процедура верстки макета в чем-то напоминает Gimp (достаточно известная программа с открытым исходным кодом). Кроме того, Scribus может импортировать и экспортировать данные из пакета Open Office, мощного аналога Microsoft Office.

Хоть, Scribus является весьма и весьма функциональным приложением, все же пользовательский интерфейс немного отстает от его коммерческих братьев. Конечно, программа позволяет использовать разные шаблоны отображение (оболочки), но все же разница чувствуется. Scribus имеет достаточно обильную документацию, и его разработка продолжается и по сей день.

В целом, Scribus делает больший упор именно на функциональность, нежели на красоту. Поэтому эта программа больше подойдет тем, кому необходимо создавать печатные макеты любой сложности.

PagePlus Starter Edition отличный продукт для начинающих издательств и небольших организаций

Вторая программа - от Serif, создателей известного бесплатного редактора изображений PhotoPlus. PagePlusSE - это упрощенная версия PagePlus X8. Конечно, в бесплатной версии не хватает многих функций коммерческой версии, но имеющейся функциональности более чем достаточно, чтобы создавать относительно простые брошюры, листовки объявления и информационные бюллетени, часто используемые малым бизнесом и благотворительными организациями. На самом деле, отсутствие сложных функций делает PagePlusSE гораздо более понятной и удобной для начинающих пользователей с обычными потребностями публикаций.

Программа поставляется с хорошим набором готовым шаблонов (дополнительные шаблоны можно скачать из интернета), так что даже начинающий пользователь сможет в короткие сроки создать красивые и презентабельные материалы для печати. PagePlusSE имеет достаточно неплохие инструменты для обработки текста и изображений (вставка, изменение размера и т.д.). Существует так же базовый набор форм: складывающиеся листовки, визитки, формы писем и т.д. Инструменты для управления цветовой палитрой местами ограничены, но, правда, их вполне достаточно для большинства нужд. Ограничения так же коснулись и доступных форматов файлов, для сохранения ваших трудов (например, отсутствует PDF).

Примечание : Однако, вы можете использовать программы для создания pdf , чтобы обойти данное ограничение.

Если и существует такая вещь, которая действительно выделяет PagePlus SE среди аналогов, то это, бесспорно, простота в использовании. На самом деле, интерфейс программа так устроен, что если вы хоть немного знакомы с Microsoft Word и подобным офисным пакетам, то считайте, что вы уже знаете, как использовать PagePlus SE. В данном случае хорошо чувствуется, что этот продукт создан на основе коммерческого программного обеспечения.

Примечание : Конечно, не в коей мере не стоит считать, что бесплатные продукты и продукты с открытым исходным кодом не могут быть привлекательными, красивыми и удобными. И что все коммерческие продукты по умолчанию имеют лучший интерфейс. В реальности, это далеко не всегда так. Просто, в отличии от бесплатных продуктов, основной фокус коммерческих программ практически всегда должен включать внешний вид (интерфейс и т.д.). В противном случае они попросту не выдержат конкуренции.

Руководство по быстрому выбору (ссылки на скачивание бесплатных программ для издательств)

Scribus

Очень мощная, может делать все, что вы только можете себе представить.
Возможно, слишком сложная и мощная для обычных пользователей.
http://www.scribus.net/canvas/Scribus
-------------
70 MB x86; 82 MB x64 1.4.4 Unrestricted freeware Windows 2000 - 8 x86, Vista - 8 x64, Mac OS X, Различные дистрибутивы Linux, OS2 eComStation.
Поддержка 64-разрядной ОС
Перед установкой Scribus (для Windows), установите Ghostscript . Он необходим для импорта EPS и печати превью.

PagePlus Starter Edition

Простота в использовании. Множество готовых фонов, шаблонов, образцов, стилей и т.д. Скорее всего, будет лучшим выбором для повседневного создания относительно простых макетов.
В основном, базовая функциональность.

Cacoo позволяет создавать диаграммы в Интернете. Это абсолютно бесплатный инструмент, который дает возможность создавать каркасы, схемы и UML, используя веб-браузер и приложения.

Gliffy поддерживает создание бесплатных каркасов сайтов и приложений. Вы можете использовать Gliffy в Интернете, или в виде плагина для различных приложений от Google и Confluence. Тут также поддерживается предварительный просмотр каркасов HTML5.

MockFlow позволяет создавать каркасы приложений через Интернет, или с помощью смартфонов. Приложение способно оценивать юзабилити дизайна.

Tiggzi – это мобильное приложение для разработки каркасов приложений и сайтов предназначенных для мобильных телефонов. Программа позволяет создавать приложения под HTML5 и JQuery работающих на мобильных телефонах. Вы так же можете экспортировать приложения для Android, IOS и Mobile Web.

Frame Box - это один из самых простых способов создания каркасов онлайн, с помощью простого перетаскивания инструментов. Программа очень простая и не нуждается в большом изучении, можно просто сесть и работать.

iPhone Mockup это еще один wireframing инструмент, который позволяет создавать макеты для приложений на iPhone. Эта программа тоже очень проста в использовании, нужные элементы нужно просто перетаскивать из панели инструментов.

Pencil Project это еще одно графическое приложение, позволяющее создавать каркасы для веб-сайтов, поддерживающий экспорт каркасов в различных форматах, таких как HTML, PNG и PDF.

iPlotz - это бесплатный инструмент, который позволяет создавать навигацию для веб-сайтов и приложений. Он основан на компонентах, которые можно использовать для создания макета проекта.

Creatly поддерживает создание диаграмм, схем и макетов для различных типов проектов с использованием карт и каркасных элементов. Кроме того, она поддерживает одновременное управление несколькими проектами.

Основной специализацией Naview является строительство каркасных навигаций и визуализации навигационных идей, так же эта программа поддерживает тестирование основного проекта.

Flair Builder - это еще один широко используемый каркасный инструмент, который позволяет создавать макеты для веб-сайтов и многофункциональных Интернет приложений. Поддерживает различные платформы, такие как Windows, Mac и Linux. Программа была построена с использованием Adobe AIR, что обеспечило лучшую интеграцию и легкую установку.

Simple Diagrams - вот еще один простой инструмент для создания диаграмм и каркасов, программа позволяет легко и быстро делать макеты, а главное, она очень проста для понимания. Вы можете просто открыть её и приступить к созданию макета.

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Невинномысский химический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебно-методической работе

Ю.С. Маркова

«___» ___________ 20___ г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

2015

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям), углубленный уровень

Организация разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»

Разработчик:

Соловьева Елена Николаевна, преподаватель профессионального цикла

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы профессионального модуля

2. Результаты освоения профессионального модуля

3. Структура и содержание профессионального модуля

4. Условия реализации программы профессионального модуля

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

1.1.Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Информационные системы (по отраслям), углубленный уровень, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): обработки информации с помощью прикладного программного обеспечения для персонального компьютера, соответствующих профессиональным компетенциям (ПК):

ПК 3.4. Обеспечивать меры по информационной безопасности.

ПК 3.5 Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Создания различных видов документов с помощью различного прикладного программного обеспечения;

Сканирования, обработки и распознавания документов;

- настройки параметров функционирования перс онального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;

Создания цифровых графических объектов;

Осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов Интернета;

Создания и обработки объектов мультимедиа;

Обеспечения информационной безопасности;

уметь:

Создавать и управлять содержимым документов с помощью редактора документов;

Создавать и управлять содержимым таблиц с помощью редактора таблиц;

Создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редактора презентаций;

Создавать и управлять содержимым Web – страниц с помощью HTML - редакторов;

Вводить, удалять, редактировать записи в базе данных;

Создавать и обмениваться письмами электронной почты;

Осуществлять навигацию по Web – ресурсам Интернета с помощью программы Web - браузера;

Осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых Интернет - сайтов;

Распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;

Создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;

Создавать и редактировать объекты мультимедиа;

Осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ;

Осуществлять резервное копирование и восстановление данных;

Осуществлять мероприятия по защите персональных данных;

Вести отчетную и техническую документацию;

- подключать периферийные устройства и компьютерную оргтехнику к персональному компьютеру и настраивать режимы ее работы;

- производить установку и замену расходных материалов для периферийных устройств и компьютерной оргтехники;

знать:

Назначение, разновидности и функциональные возможности редакторов текстов, таблиц и презентаций;

Виды, назначение и функциональные возможности систем управления базами данных;

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ распознавания текста;

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровой и векторной графики;

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания объектов мультимедиа;

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания Web - страниц;

Структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;

Основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации:

Принципы антивирусной защиты персонального компьютера;

Состав мероприятий по защите персональных данных;

Принципы лицензирования и модели распространения прикладного программного обеспечения для персонального компьютера;

Порядок установки и настройки прикладного пр ограммного обеспечения на персональный компьютер;

- устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики.

всего – 647 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 287 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 190 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 97 часов;

учебной практики – 360 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: обработки информации с помощью прикладного программного обеспечения для персонального компьютера, соответствующих профессиональным компетенциям (ПК):

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных

ПК 3.2.

Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета

ПК 3.3.

Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа.

ПК 3.4.

Обеспечивать меры по информационной безопасности

ПК 3.5

Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности), часов

Всего, часов

в т.ч. практические занятия, часов

Всего, часов

1

2

3

4

5

6

7

8

МДК 04.01

287

190

-

ПК 3.1, 3.5

Раздел 1. Офисное программное обеспечение

102

ПК 3.2

Раздел 2. Сеть Интернет

ПК 3.4

ПК 3.3

Раздел 4.

-

ПК 3.3

Раздел 5.

ПК 3.1-3.5

УП 04.01Учебная практика (по профилю специальности)

360

360

-

Всего

647

190

360

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

647

МДК 04.01. Технология использования прикладного программного обеспечения для персонального компьютера

287

Раздел 1. Офисное программное обеспечение (ПО)

72

Тема 1.1. Понятие программного обеспечения. Классификация программного обеспечения

Общее понятие ПО для ПК. Прикладное программное обеспечение(ППО). Структура и основные компоненты пакетов прикладных программ (ППП). Этапы развития ППП.

Тема 1.2 Порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональном компьютере

Содержание учебного материала:

Основные принципы выбора прикладного программного обеспечения для организации. Установка и настройка ППО на персональном компьютере (ПК)

Тема 1.3. Текстовый редактор MS Word , его назначение, разновидности и функциональные возможности

Содержание учебного материала:

Общие сведения о текстовом редакторе MS Word. Основные понятия MS Word. Возможности текстового редактора MS Word. Основные приемы работы с MS Word

Практическое занятие

Использование основных функций, средств набора и редактирования текста в MS Word

Тема 1.4. Создание и редактирование таблиц и форм в MS Word

Содержание учебного материала:

Способы создания таблиц в MS Word. Работа с таблицами. Работа с формами

Практическое занятие

Создание документа в текстовом редакторе с использованием таблиц и форм.

Тема 1.5. Графические объекты и редактор формул в MS Word

Панель инструментов рисование. Работа с автофигурами. Встроенные картинки. Добавление надписей. Объекты WordArt . Создание диаграмм. Вставка математических формул

Практическое занятие

Использование графических объектов и дополнительных приложений в MS Word

Тема 1.6. Средства верстки и публикации документов

Содержание учебного материала:

Принципы верстки. Планирование макета. Размещение объектов на странице. Обтекание текста. Вставка и форматирование вложенных документов. Создание оглавления, указателей и перекрестных ссылок

Практическое занятие

Использование средств верстки и публикации документов в MS Word

Тема 1.7. Функциональные возможности табличного процессора MS Excel.

Содержание учебного материала:

Основные возможности MS Excel. Терминологический словарь MS Excel. Основные приемы работы с MS Excel. Ввод данных в ячейки, копирование данных, форматирование числовых данных и возможности автозаполнения в MS Excel

Практическое занятие

Создание таблиц в MS Excel. Использование основных функций MS Excel

Тема 1.8. Мастер функций, диаграммы и защиты ячеек в MS Excel

Содержание учебного материала:

Использование мастера функций. Построение и редактирование диаграмм. Построение графиков функций. Защита ячеек от несанкционированного доступа. Контроль на ввод данных в MS Excel

Практическое занятие

Использование мастера функций, диаграмм и защиты ячеек в MS Excel.

Тема 1.9. Создание баз данных средствами MS Excel. Сортировка и фильтрация данных в MS Excel

Содержание учебного материала:

Создание баз данных (БД) средствами MS Excel. Сортировка и фильтрация данных в MS Excel. Управление содержимым таблиц

Практическое занятие

Создание БД средствами MS Excel.

Практическое занятие

Сортировка и фильтрация данных в MS Excel.

Практическое занятие

Структурирование таблиц в MS Excel, автоматическое подведение итогов.

Практическое занятие

Создание сводных таблиц и диаграмм, консолидация данных в MS Excel.

Тема 1.10. Виды и назначение систем управления базами банных. Принципы проектирования, создания и модификации БД.

Содержание учебного материала

Основы систем управления базами данных (СУБД). Виды и назначение СУБД. Проектирование БД. Создание БД. Модификация БД

Тема 1.11. Общие сведения о СУБД MS Access

Содержание учебного материала

Понятие СУБД MS Access. Основные возможности MS Access. Терминологический словарь по СУБД MS Access. Основные приемы работы с MS Access

Практическое занятие

Создание таблиц в СУБД Access.

Практическое занятие

Создание форм в СУБД Access

Практическое занятие

Создание запросов в СУБД Access

Практическое занятие

Создание отчетов, кнопочных форм в СУБД Access

Тема 1.12. Общие сведения о программе подготовки презентаций

Содержание учебного материала

Основные возможности MS PowerPoint. Основные термины используемые при работе с MS PowerPoint. Основные приемы работы с MS PowerPoint

Практическое занятие

Создание презентаций. Использование специальных эффектов

Тема 1.13. Разновидности и функциональные возможности программ распознавания текста

Содержание учебного материала

Программа распознавания текста. Виды программ распознания текста. Установка и настройка сканера

Практическое занятие

Распознавание отсканированного документа с помощью программы ABBYY Finereader

Раздел 2 . Сеть Интернет

32

Тема 2.1. W eb-страницы. Основы HTML -редактора

Содержание учебного материала

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания Web-страниц. Основы языка HTML

Практическое занятие

Форматирование HTML – документов, создание списков

Тема 2.2. Работа с графическим изображением, гиперссылками и таблицами в HTML

Содержание учебного материала

Графические изображения в HTML. Использование гиперссылок в HTML. Работа с таблицами в HTML.

Практическое занятие

Использование графического изображения, создание гиперссылок в HTML.

Практическое занятие

Создание таблиц в HTML

Тема 2.3. Активное взаимодействие с содержимым Web-страницы. Формы

Содержание учебного материала

Создание формы. Элементы формы. Вставка текста в формы. Элементы выбора. Использование кнопок

Практическое занятие

Создание форм в HTML

Тема 2.4. Основные понятия Интернет

Содержание учебного материала:

Основные понятия об Интернете. История развития сети интернет. Структура, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет. Всемирная информационная сеть World Wide Web .

Тема 2.5.Электронная почта

Содержание учебного материала:

Создание почтового ящика. Создание сообщения. Отправка сообщения. Получение и чтение электронной почты. Отправка и получение файлов по электронной почте. Удаление сообщений. Адресная книга.

Практическое занятие

Создание почтового ящика и обмен письмами по электронной почте

Тема 2.6. Web-браузеры

Содержание учебного материала:

Понятие Web-браузера. История создания браузеров. Сравнительный анализ

Практические занятия

Осуществление поиска, сортировки и анализа информации с помощью поисковых интернет-сайтов

Тема 2.7. Программы для мгновенного обмена сообщениями

Содержание учебного материала

Разновидности программ-пейджеров мгновенных сообщений. Функциональное назначение. Краткий обзор.

Раздел 3. Информационная безопасность

8

Тема 3.1. Принципы антивирусной защиты ПК. Состав мероприятий по защите персональных данных.

Содержание учебного материала

Понятие информационной безопасности (ИБ). Основные виды угроз ИБ. Средства защиты информации (СЗИ). Классификация СЗИ Антивирусная защита ПК. Антивирусные программы. Мероприятия по защите персональных данных. Резервное копирование и восстановление данных

Практическое занятие

Осуществление антивирусной защиты ПК с помощью антивирусных программ. Осуществление резервного копирования и восстановления данных.

Практическое занятие

Осуществление мероприятий по защите персональных данных. Ведение отчетной и технической документации

Тема 3.2. Принципы лицензирования и модели распространения ППО для ПК.

Содержание учебного материала

Лицензирование ПО. Модели распространения ППО. Техническая документация.

Раздел 4. Создание и редактирование графических объектов с помощью программ растровой и векторной графики

34

Тема 4.1. Растровая и векторная графика

Содержание учебного материала:

Пексель, вектор, разрешение экрана. Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторной и растровой графики. Сферы применения.

Тема 4.2. Цветовое разрешение, цветовые модели

Содержание учебного материала:

Основные понятия теории цвета. Цветовые палитры. Цветовые модели: RGB , CMYK , HSB и др. Основные и дополнительные цвета. Методы получения нового оттенка.

Тема 4.3. Графические форматы файлов

Содержание учебного материала:

Свойства графических данных, используемых в алгоритмах сжатия, основные алгоритмы сжатия: алгоритм Хаффмана, алгоритм группового сжатия и т. д., стандартные графические форматы файлов: BMP , GIF и др.. Создание графических объектов, с использованием данных форматов. Простейшие методы обработки: изменение цветовой палитры, преобразование цвета в градации серого, закраска области и т. д.

Практическое занятие

Создание и преобразование графических примитивов в векторных изображениях

Практическое занятие

Выполнение операций по трансформированию векторных объектов

Практическое занятие

Выполнение операций по трансформированию контуров векторных объектов

Практическое занятие

Выполнение операций заливки векторного изображения текстурой

Практическое занятие

Создание и преобразование текста в векторном изображении

Практическое занятие

Использование инструментов выделения и рисования при редактировании растровых изображений

Практическое занятие

Применение фильтров для получения текстовых эффектов растрового изображения

Практическое занятие

Применение фильтра для имитации объема растрового изображения

Раздел 5. Создание и редактирование объектов мультимедиа

44

Тема 5.1. Средства мультимедиа

Содержание учебного материала:

Основные понятия систем мультимедиа. Аппаратные средства мультимедиа. Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания объектов мультимедиа

Тема 5.2. Анимационные графические объекты

Содержание учебного материала:

Анимация: принципы и методы, способы реализации. 2D и 3D анимация: технология создания, форматы анимационных файлов.

4

2

Практическое занятие

Создание анимации типа «Движение»

4

3

Практическое занятие

Создание символов и экземпляров

2

3

Практическое занятие

Создание анимации типа «Форма»

2

3

Практическое занятие

Создание эффекта маски

4

3

Тема 5.3. Технология озвучивания объектов

Содержание учебного материала:

Основные понятия звука. Виды звука. Синтез звука. Стандарты сжатия звуковых файлов. Звуковое программное обеспечение. Качество звучания. Спецэффекты. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Системы речевого ввода – вывода информации. Ввод и распознавание речи. Современные технологии объемного звучания. Форматы звуковых файлов.

6

2

Практическое занятие

Обработка аудиоклипов для озвучивания роликов

2

3

Тема 5.4. Технология обработки и создания видеообъектов

Содержание учебного материала:

Видео: видеостандарты, системы видеомонтажа, видеовоспроизведение. Интеграция компьютеров и телевидения. Ввод видеоданных. Стандарты хранения видеоданных. Характеристики динамического объекта: продолжительность, частота кадров, размер. Сценарий динамического объекта: линеализация сценария, параллельный монтаж, ассоциативный монтаж и т.д. Моделированиесценария.Способы выстраивания сюжетной линии. Динамическое развитие сцены: задача синхронизации, описание сцены, активные элементы и их свойства. Навигация в мультимедиа продуктах: способы организации управления, классификация меню, устройства управления, формы управления, формы проявления, формы подсказки. Способы вывода информации. Технология сохранения видео информации.

8

2

Практическое занятие

Создание видеоклипов в жанре зарисовка

2

3

Практическое занятие

Создание видеоклипов в жанре очерк

4

3

Зачетное занятие

Защита портфолио

2

3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

97

1. Проанализировать этапы развития ППП и составить иерархическую схему

2

2. Проанализировать функциональные возможности MS Word и составить их полный список

2

3. Отредактировать текст, используя основные функции MS Word

2

4. Создать документ в MS Word с использованием форм и таблиц

2

5. Создать документ в MS Word с использованием графических объектов и дополнительных приложений

4

6. Создать таблицу в MS Excel с использованием основных функций

2

7. Построить диаграммы для разработанных таблиц в MS Excel

2

8. Создать базу данных в MS Excel

2

9. Рассмотреть достоинства и недостатки языков для создания БД, результат оформить в виде таблицы

2

10. Составить список основных функций СУБД Access

2

11. Подготовить презентацию в MS PowerPoint на свободную тему

4

12. Изучить программы распознавания сканированного текста (OCR CUNEIFORM, OmniPage, Readiris, Microsoft Office Document Imaging)

4

13. Создать Web-страницу с использованием списков

2

14. Создать Web-страницу с использованием изображения, гиперссылок, фреймов

2

15. Разработать сайт на языке HTML на свободную тему

5

16. Создать почтовый ящик и обменяться письмами между одногруппниками

2

17. Изучить Web-браузеры Opera и Mozilla и составить сравнительную таблицу их характеристик

4

18. Рассмотреть программы-пейджеры ICQ , Windows Live Messenger , Skype , Google Talk , Yahoo ! Messenger , QIP , Miranda IM и составить сравнительную таблицу их характеристик

4

19. Составить таблицу достоинств и недостатков правового и организационного обеспечения информационной безопасности

2

20. Ознакомиться с антивирусными программами: Kaspersky, Аvast, Panda, Dr.Web, NOD32 и составить сравнительную таблицу их характеристик

4

21. Оформить техническую документацию в электронном виде

2

22. Создать собственный логотип, используя редакторы векторной и растровой графики

4

3

23. Создать свою визитку, используя редакторы векторной и растровой графики

4

3

24. Создать рекламный проспект, используя редакторы векторной и растровой графики

4

25. Сфотографировать своего друга, сохранить изображение в различных форматах. Составить таблицу размерности файлов и определить, в каком из графических форматов опубликовать данное фото в сети Интернет. Опубликовать данное изображение.

3

3

26. Создать коллаж с использованием фрагментов изображений из известных фильмов и публичных людей, используя несколько фотографий своих родственников, свойства слоев, Лассо и функции склеивания слоев изображения.

3

3

27.Создать слайд – шоу, используя обработанные вами фотографии

4

28. Создать анимированный салют, используя звуковые эффекты.

3

3

29. Создать анимированный баннер. Продемонстрировать результаты работы.

4

3

30. Отретушировать в программе Photoshop выбранную старинную фотографию из семейного архива. Применить к готовой фотографии эффект Сепия. Опубликовать получившийся результат. Ознакомить с результатом проделанной работы через сеть Интернет.

3

3

31. Подготовить материал и написать сценарии для создания роликов в жанре зарисовка и очерк

8

3

УП 03.01 Учебная практика (по профилю специальности)

360

1. Создание различных видов документов с помощью различного прикладного программного обеспечения

72

3

2. Н астройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного оборудов ания и компьютерной оргтехники. Сканирование, обработка и распознавание документов

72

3

3. Создания цифровых графических объектов

72

3

4. Осуществление навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов Интернета

36

3

5. Создания и обработка объектов мультимедиа

72

3

6. Обеспечение информационной безопасности

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством ).

3. – продуктивный (планирование и самостоятельная деятельность, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля требует наличия учебных кабинетов «Вычислительной техники», «Компьютерной графики».

Оборудование учебного кабинета:

    посадочные места по количеству обучающихся;

    рабочее место преподавателя;

    таблицы и схемы;

    комплект бланков документов.

Технические и программные средства обучения:

    Видеопроектор.

    Интерактивная доска.

    ПЭВМ Pentium .

    Операционная система Windows .

    Офисный пакет MS Office .

    Интернет.

    Редактор HTML.

    Антивирусные программы.

    Графические редакторы Corel Draw, PhotoShop , Flash

    Редактор Move Maker .

    Акустическая система

    Сканер

    Фотоаппарат, видеокамера

Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

    О.М. Титова, Информатика: Учебник. «ФИРО».-8-е издание.,352 стр. 2013 г.

    Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: Рекомендовано ФГУ «ФИРО».-6-е издание.-352 стр. 2013 г.

    Дегтярев В.М. Компьютерная геометрия и графика: Учебник. Рекомендовано УМО «ФИРО»-192 стр. 2013 г.

    Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: Учебное пособие/ Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч. II . – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.: ил

    Афанасьев А.Н. Мультимедиа технологии: Учебное пособие. М.:АСТ – ПРЕСС: Инфорком - Пресс, 2006

    Глушаков С.В., Капитанчук А.В., Вещев Е.В., Кнабе Г.А. Компьютерная графика – Харьков: Фолио, 2006

    Жданов А. Flash 5. Краткий крс. – СПб.: Питер, 2001.

    Залогова Л.А.. Практикум по компьютерной графике/ Л.А. Залогова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003

    Калиновский А.И.. Юзабилити: как сделать сайт удобным/ А.И. Калиновский. Мн.: Новое знание, 2005

    Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А.Г.. Специальная информатика: Учебное пособие. М.:АСТ – ПРЕСС: Инфорком - Пресс, 2000

Дополнительные источники:

    ГОСТ - Р 6.30 2003.

2. «Компьютерная геометрия и графика» В. Дегтярев. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.: "Академия" , 2010 г., 192 стр.

3. «Новейший самоучитель графических компьютерных программ» Шитов В.Н. Для широкого круга читателей.: "Славянский Дом Книги", 2010 г., 992 стр.

4. «Все секреты, трюки и эффекты Photoshop, Illustrator, Corel» А. Гончарова, Е. Гончарова, С. Глушаков.: "АСТ", 2008 г., 672 стр.

5. « Компьютернаяграфика: Photoshop CS3, Corel DRAW X3, Illustrator CS3. Трюки и эффекты (+ DVD-ROM)» А. Жвалевский, И. Гурская, Ю. Гурский.: "Питер", 2008 г., 992 стр.

6. «Компьютерная графика Учеб. пособие для вузов. (информатика в техническом университете)» А. Божко, Жук Д.М., Маничев В.Б. Для студентов, обучающихся по различным направлениям и специализациям.: "МГТУ им. Баумана", 2007 г., 392 стр.

7. «Основы художественного мастерства» Балухта К.В.: "ЭКСМО", 2007 г., 480 стр.

8. «Компьютерная графика» А. Летин, И. Пашковский, О. Летина. Пособие предназначено для студентов техникумов, колледжей, ВУЗов.: "Форум", 2007 г., 256 стр.

9. «Нереальная реальность» М. Теракопян.: "Материк", 2007 г., 184 стр.

10. «Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и Corel DRAW - два в одном». А. Сергеев, С. Кущенко. Читателям с начальным и средним уровнем подготовки.: "Диалектика", 2007 г., 544 стр.

11. «Реальный мир управления цветом. Искусство допечатной подготовки». Б. Фрейзер, К. Мэрфи, Ф. Бантинг. "Вильямс", 2006 г., 560 стр.

12. «Графический дизайн и реклама на компьютере: Краткое руководство». В. Шитов, Н. Рожкова, П. Данилов. Книга предназначена для широкого круга читателей.: "Вильямс", 2006 г., 320 стр.

13. Практикум по компьютерной графике/Л.И. Золотов – М.: Лаборатория базовых знаний, 2003.

Интернет-ресурсы:

    Источник (документооборот в делопроизводстве) Sitecity .ru /ltext _0104085642.phtml .

    Источник (деловая информатика курс лекций) library .feu -usfeu .ru

    Источник (деловая информатика) nsportal.ru

    Источник (компьютерная графика) intuit.ru

    Источник (компьютерная графика) foto .ru (раздел Уроки)

    Источник (компьютерная графика) 35photo.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях образовательной среды соответствующей требованиям ФГОС, как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности 230401 «Информационные системы» (по отраслям), углубленный уровень.

Для проведения лекционных и практических занятий по профессиональному модулю должны быть созданы соответствующие кабинеты. Необходимыми структурными элементами аудиторных занятий, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами профессиональными умениями. Выполнению практических работ предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации обучающихся на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2-8 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание. Занятия основываются на информационно-коммуникационных технологиях.

На практических занятиях по профессиональному модулю обучающиеся должны быть обеспечены бланками документов унифицированных форм и соответствующими ГОСТами и ОСТами.

Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

Обеспеченность образовательного процесса базовыми учебниками и пособиями по профессиональному модулю должна соответствовать лицензионному нормативу. Степень новизны учебной литературы должна составлять 95%.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее профессиональное образование.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой – дипломированные специалисты.

Освоение модуля должно предшествовать освоение следующих профильных дисциплин:

- «Информатика и ИКТ»

- «Математика»

- «Физика»

- «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»

- «Технические средства информатизации»

- «Основы алгоритмизации и программирования»

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

ПК 3.1. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных

Соблюдение технологической последовательности создания, обработки текстовых документов, таблиц, презентаций с использованием офисных приложений.

Демонстрация грамотных, уверенных действий в текстовом редакторе, табличном процессоре, презентациях и базах данных.

Демонстрация созданных презентаций, оформленных текстовых и табличных документов, баз данных.

Опрос: письменный и устный

Экзамен по МДК.

ПК 3.2. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета

Анализирование работы Web - браузеров, результатов поиска информации в сети Интернет.

Демонстрация умений создания почтовых ящиков и передачи данных по сети Интернет.

Создание HTML -документов и простых Web-сайтов.

Демонстрация умений создания, передачи сообщений в программах мгновенного обмена сообщениями.

Защита практических работ, индивидуальных заданий; контрольных работ по темам МДК; выполнение домашней работы

Опрос: письменный и устный

Экзамен по МДК.

ПК 3.3. Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа.

Обоснование выбора звуковых, графических и видеоредакторов для обработки аудио, графического изображения и мультимедиа

Создание слайд – шоу, видео клипов, графических изображений в соответствии с поставленным заданием

Соблюдение технологической последовательности создания цифровых изображений и объектов мультимедиа с использованием графических редакторов и аппаратных средств мультимедиа

Демонстрирование грамотных, уверенных действий в графических редакторах, программных средах обработки объектов мультимедиа;

Обоснование, полнота, системность, структурность состава представленных материалов и разработанных мультимедиа объектов;

Защита практических работ, индивидуальных заданий; контрольных работ по темам МДК; выполнение домашней работы

Опрос: письменный и устный

Зачет по МДК.

Защита портфолио

ПК 3.4. Обеспечивать меры по информационной безопасности

Планирование выбора средств защиты информации.

Оценивание работы программ защиты информации.

Анализирование результатов проверки антивирусных программ.

Оформление технической документации в электронном виде.

Защита практических работ, индивидуальных заданий; контрольных работ по темам МДК; выполнение домашней работы

Опрос: письменный и устный

Экзамен по МДК.

ПК 3.5 Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику.

Соблюдение технологической последовательности сканирования, обработки и распознавания форматирования и печати документа.

Демонстрация умений подключения периферийных устройств и компьютерной оргтехники к персональному компьютеру и настройка режимы ее работы;

Демонстрация умений произведения установки и замены расходных материалов для периферийных устройств и компьютерной оргтехники

Защита практических работ, индивидуальных заданий; контрольных работ по темам МДК; выполнение домашней работы

Опрос: письменный и устный

Экзамен по МДК.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

повышение познавательного и профессионального интереса, активности обучаемых, становление критического, диалектического и альтернативного мышления, выработка системных знаний и метазнаний;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при участии в организации современного документооборота с использованием современных компьютерных технологий;

оценка эффективности и качества выполнения.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

решение стандартных и нестандартных ситуаций профессиональных задач при работе с документами и графическими файлами.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные источники.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

применение программных продуктов в процессе формирования изображений, слайдов, текстов, изображений.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

взаимодействие обучающихся с одногруппниками, преподавателем, руководством в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

самоанализ и коррекция результатов собственной работой.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля, наличие грамот, благодарственных писем, сертификатов, участие в НИРРС

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

анализ инноваций в области информационных технологий и компьютерной графики.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

применение полученных профессиональных знаний при выполнении воинской обязанности (для юношей).

Разработчик:

ГБОУ СПО «НХК» преподаватель Е.Н.Соловьева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)